Общественная палата Омской области




Деятельность Общественной палаты

11 января 2019 г.  

17 декабря член Общественной палаты Омской области Анатолий Соловьев провел встречу разработчиков космического челнока Буран, представителей объединения "Полет", а также непосредственного исполнителя создания космического корабля в Омске Юрия Некрасова с журналистами газеты "Омская правда".
 
В 1976 году министр обороны СССР подписал приказ на создание орбитального корабля, способного оказывать "комплексное противодействие" противнику в космическом пространстве. В работе над проектом задействовали лучших советских учёных, способных не только придумывать уникальные системы, но и руководить собственными коллективами в режиме жёсткой гонки вооружений.
 
При внешней схожести "Бурана" и американского "Space Shuttle" советский многоразовый челнок создавался с так называемым технологическим опережением. Он был крупнее, мощнее и вместительнее. Программа создания ракетно-космической системы была направлена на ускоренную подготовку к выходу на орбиту и длительному пребыванию в космосе. Системы жизнеобеспечения позволяли экипажу "Бурана" находиться на орбите вдвое дольше американского "Шаттла": 30 суток против 15, «забирать с орбиты» советский орбитальный корабль мог больше груза — 30 тонн против 24 тонн американского корабля. Не менее важной была сокращённая подготовка к старту — заправка и обслуживание перед пуском на Байконуре занимала всего 15 суток, в тоже время "Шаттл" готовили к полёту 30 суток.
 
15 ноября 1988 года в 6 часов утра стальная громада, грохоча и сотрясая землю мощными маршевыми двигателями, оторвалась от стартового стола на космодроме Байконур. После отделения корабля от ракеты и выхода на расчётную орбиту стало очевидно, что советской промышленности удалось создать технологию, с помощью которой можно обеспечить безопасность огромной страны и миллионов её жителей. Для наибольшей точности работы машину снабдили аналогом современных нейросетей — высокопроизводительной ЭВМ, обучением которой для работы в штатных и аварийных режимах занимались лучшие лётчики-испытатели.
 
Продолжительность полёта составила 205 минут — корабль без экипажа совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на специально оборудованном аэродроме "Юбилейный" на Байконуре. В режиме посадки также проявилось превосходство над американским кораблём, который на конечном участке "сажать" приходилось вручную.
 
Любопытный факт, связанный с посадкой. Во время захода на посадку автоматика считала показания с датчиков и решила, что ветер в зоне приземления не позволит совершить безопасное приземление. За считанные секунды огромный орбитальный челнок с "обугленным" от торможения об атмосферу брюхом начал набирать скорость и высоту. Контролировавшие пуск военные уже было потянулись к аппаратам связи с войсками ПВО, чтобы отдать приказ на уничтожение корабля, как вдруг огромная машина "вынырнула" из облаков и начала снижение.
 
По роковому стечению обстоятельств первый полёт машины оказался последним. Скопировать полноценную беспилотную систему для космической войны американцы смогли лишь через двадцать лет.
По окончанию встречи было принято решение проводить аналогичные встречи с представителями прессы для пропаганды достижений Омского оборонно-промышленного комплекса.
 
Анатолий Соловьев
                                                     
       



Архив 

             

2012 Общественная палата Омской области

Любое использование материалов допускается только при соблюдении
соглашения об использовании материалов и при наличии гиперссылки на
op55.ru.



Мы в соц. сетях:
    

Справочная служба:
+7 (3812) 23-23-01
[email protected]