16 декабря в
Общественной палате Омской области состоялось заседание за круглым столом “Дети
в цифровом мире”. Модераторами данного мероприятия выступили член Общественной
палаты Омской области
Анатолий Соловьев и Уполномоченный по правам ребенка в
Омской области Елизавета Степкина. В работе круглого стола приняли участие
члены Общественной палаты Омской области, представители органов исполнительной
власти Омской области и города Омска, общественных организаций. Участниками
круглого стола были затронуты вопросы влияния развития цифровых технологий на
повседневную жизнь человека, а особенно ребенка. Дети XXI века растут, имея
доступ к самым современным электронным устройствам. Иногда обучаются базовым
навыкам обращения с ними раньше, чем начинают говорить. Цифровые технологии
существенно меняют течение детства и подросткового возраста, влияя на многие
социальные процессы. Посредством использования таких технологий дети учатся и
получают информацию, находят друзей, формируют и поддерживают социальные связи.
Цифровые технологии стали фактором, влияющим на разные стороны жизни детей и
взрослых, на их переживания удовлетворенности собой и своей жизнью, собственной
коммуникативной компетентности, принадлежности к социальному окружению и многое
другое. В своих выступлениях участники круглого стола отмечали, что неуклонно растет
общественное, политическое и исследовательское внимание к феномену
индивидуального благополучия, физического и психологического здоровья, качества
отношений с близкими и обществом современных детей. Ограничение в использовании
цифровых технологий не может быть признано действующим и эффективным
инструментом борьбы за психологическое благополучие современного ребенка. Отмечена
необходимость формирования у детей и подростков навыков цифровой грамотности и
практик безопасного нахождения в онлайн-среде. В результате обсуждения были
затронуты следующие вопросы: Как всеобщий доступ к Интернету трансформирует
роль учителей и школы в целом? Как должно быть реализовано внедрение цифровых
технологий в школы и обучение? Должно ли благополучие быть целью
образовательной политики? Если да, то в какой степени эта цель согласуется с
другими целями системы образования? Участники круглого стола отметили, что
развитие цифровых технологий должно способствовать повышению уровня жизни и
благополучия человека (например, через приложения для улучшения
психологического здоровья и мониторинга его показателей). Для этого необходимо
не только обеспечение всеобщего доступа к Интернету и другим цифровым технологиям,
но и развитие цифровой грамотности у детей и взрослых.
Очень важны вопросы обеспечения цифровой безопасности пользователей
через просвещение в области интернет-рисков, обучение этике и безопасному
пользовательскому поведению. Необходимо знакомство с основами законодательных
актов в сфере информационной безопасности. В завершении мероприятия дипломами и
сертификатами были награждены школьники и студенты, выступившие с интересными и
содержательными докладами.